Основополагающий принцип кошачьего существования прямо противоположен собачьему.

Кошка рассуждает следующим образом: этот человек кормит меня, поит, заботится обо мне — значит, я бог! И поступает соответственно.

Далеко не всегда кошки катались как сыры в масле, обожаемые своими хозяевами.



Нет, конечно, всем известно, что в Древнем Египте этих пушистых тварей обожествляли, мумифицировали, как фараонов, и хоронили на специальных кладбищах.

Но вот на Руси до определенного исторического момента кошка знала свое место.

И место это было в амбаре, а занятие — ловля мышей, что она, в отличие от современных кошек, проделывала довольно ловко: иначе с голоду подохнешь.

Правда, на одних мышах долго не протянешь (особенно при таких-то основополагающих жизненных принципах), и кошачья вороватость вошла в сказки, пословицы и прочий фольклор. Добросердечный русский народ воспел кошку в задорных частушках.

Котик серенький, коток,

Не ходи ты в погребок.

За сметанку и творог

Спустим шкурочку до ног.



К сожалению, следует отметить, что в определенных кругах не сразу сформировалось уважительное отношение к кошке.

Бытописатель XIX века Н. А. Лейкин подслушал в Апраксином дворе разговор двух торговок. Одна из них жаловалась на пьяницу-мужа, который «перед самой Масленой утащил с фатеры кота да продал».

Великая русская литература тоже далеко не всегда несла в массы идею кошачьей исключительности и неприкосновенности. Вспомним Есенина: «Из кота того сделали шапку,и ее износил мой дед». Приятное исключение — Иван Андреевич Крылов.

У него кошка фигурирует по меньшей мере в пяти баснях. Не откажу себе в удовольствии процитировать знаменитого «Кота и Повара»:

…а Васька-кот в углу

Припав за уксусным бочонком,

Мурлыча и ворча, трудится

над курчонком.

Прочтите последнюю строчку вслух. Какое великолепное, переливчатое «р»! И как точно подмечен кошачий пофигизм, ставший пословицей: «А Васька слушает да ест».



Интересный факт — равнодушие к кошкам особ царствующего дома. Екатерина Вторая появляется в окружении тявкающих левреток, Александр Второй прогуливается в сопровождении верного сеттера Милорда, а представить себе Петра Великого с киской на коленях не сможет даже самая бурная фантазия.

Причина тут, я думаю, в том, что в присутствии кошки любой — император ли, императрица — сразу отступает на задний план. А кто же из сильных мира сего такое потерпит?



Но модные веяния Серебряного века не обошли стороной и чопорные чертоги Царского Села.

Честь и хвала Тэффи за то, что царское семейство имело возможность ближе познакомиться с кошками. Известно, что Николай Второй высоко ценил остроумные рассказы Тэффи и она даже удостоилась чести быть приглашенной в Александровский дворец на несколько дней, куда являлась… в сопровождении любимых кошек (пять штук). Естественно, киски сидели в переносных клетках, но какую головную боль их появление вызывало у дворцовой охраны.

Не дай бог, террористы подсунут в клетку бомбу!

Кисы наводили шороху на всех окружающих, что, согласитесь, вполне соответствует уже

отмеченному нами основополагающему принципу кошачьего поведения.

Кустарев Сергей Встреча



Вообще Серебряный век дал зеленый свет массовому обожанию кошек.

Марина Цветаева

Они приходят к нам, когда

У нас в глазах не видно боли.

Но боль пришла — их нету боле:

В кошачьем сердце нет стыда!

Смешно, не правда ли, поэт,

Их обучать домашней роли.

Они бегут от рабской доли:

В кошачьем сердце рабства нет!

Как ни мани, как ни зови,

Как ни балуй в уютной холе,

Единый миг — они на воле:

В кошачьем сердце нет любви!

Уже упоминавшаяся Тэффи признавалась: «Люди для меня делятся на тех, кто любит кошек и кто их не любит. Человек, не любящий кошек, никогда не станет моим другом. И наоборот, если он кошек любит, я ему много за это прощаю и закрываю глаза на его недостатки».

Ей вторит Александр Бенуа, признаваясь, что он «страстный поклонник кошачьей породы».



Среди любителей кошек встречались и особы весьма родовитые. Михаил Иванович Пыляев пишет, что графиня Толстая открыла в своем петербургском особняке настоящий приют для бездомных кошачьих, а когда в доме не хватало места, раздавала кисок будочникам, которые должны были за особую плату кормить и привечать их.

Графиня частенько объезжала свои кошачьи колонии, осматривала питомцев — и горе тому нерадивому, чьи мурки не выглядели здоровыми и сытыми. Немедленно следовал выговор, а иногда — прекращение денежной выплаты и перевод подопечных к другому будочнику.



А вот заметка из газеты «Петербургский листок» за 18 июля 1913 года: «Ввиду сильного вздорожания провизии владелец десятков разбросанных по Петербургу магазинов г-н Ш. распорядился расходовать ежемесячно на котов, имеющихся по одному в каждом магазине, вместо 1 1/2 рублей на печенку на каждого по 2 рубля».

Благородный г-н Ш.!



Тот же Пыляев рассказывает историю о сердобольной старушке, которая ежедневно обходила дворы у Владимирской церкви и кормила беспризорных кошек рыбкой, печенкой и другими кошачьими лакомствами.

Дело в том, что она однажды купила лотерейный билет «на счастье» своему коту Полташе, а билет взял и выиграл 75 000 рублей.

Может быть, вы вообще не верите в лотерею?

Дело ваше. Но, надеюсь, это не помешает вам бросить кусочек сосиски бездомной кошке или пригреть котенка.



Фото отсюда

eval("var serg_post"+112845695+"=0;");
document.getElementById('post112845695').onmouseover = function()
{
eval("var cur_post=serg_post"+112845695);
if (cur_post==0){
new Image().src = "/rpl.fcgi?u=2523043;p=112845695;r="+Math.random();
eval("serg_post"+112845695+"=1;");
}
}
//

URL записи