На судьбе Кипренского роковым образом сказалось заблуждение, которое он питал относительно своего творчества. Этот замечательный, прирожденный портретист занимался портретной живописью в основном для заработка, а подлинным своим призванием считал историческую живопись

Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819



Для этого портрета художнику позировала десятилетняя девочка Мариучча, к которой художник необычайно привязался и проявлял о ней исключительную заботу. Уезжая из Италии, он устроил её в школу при католическом монастыре, где она и жила.



Вернувшись в Италию, О.A.Кипренский осуществил давно принятое решение — жениться на Мариучче (Анне-Марии Фалькуччи), которую он разыскал. Для этого ему пришлось в июне 1836 г. принять католичество, и в июле он обвенчался без огласки.

Девочка в маковом венке1819г



Но жизнь его подошла к концу: он простудился, заболел воспалением легких и скончался через четыре месяца после свадьбы. Спустя еще несколько месяцев, на свет появилась его дочь, Клотильда Кипренская, но след ее безнадежно затерялся

«Кипренский делает честь России»,— писал в Петербург Батюшков, который был дипломатическим представителем в Риме.

Портрет E.П.Растопчиной. 1809г



Кипренский был первым русским, которому заказали создать автопортрет для галереи Уффици во Флоренции, где были собраны изображения лучших художников мира.

Возвращаясь на родину после пятилетнего пребывания в Италии (1816 — 1822), Кипренский провел около шестнадцати месяцев в Париже.

За шестнадцать месяцев пребывания во Франции (1822 — 1823) Кипренский, несомненно, исполнил ряд произведений, из которых некоторые могли там остаться и нам до сих пор неизвестны. Но одна его работа, входящая в золотой фонд его творчества была написана в Париже,— это портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной.

Портрет Екатерины Авдулиной, жены генерал-майора А.И. Авдулина. 1822г.



Среди них известная танцовщица Е. А. Телешева, трагическая актриса Н.С.Семенова.

Портрет Е.А.Телешовой. 1828г



Портрет Н.С.Семеновой

в роли Сивиллы Дельфийской в опере Г. Спонтини «Весталка» 1828г




Портрет А.И. Молчановой с дочерью. 1814г.



Портрет Натальи Викторовны Кочубей. 1813



Портрет С.С.Щербатовой. 1819г



Портрет графини Софьи Александровны Голенищевой-Кутузовой. 1829



Портрет неизвестной (с косынкой на шее). 1829



Весна 1828 года стала временем надежд для Пушкина, мечтавшего сделать Оленину своей женой. В стихотворении к английскому живописцу Джорджу Дау - создателю портретной галереи героев 1812 года в Зимнем Дворце - Пушкин советует:

Зачем твой дивный карандаш

Рисует мой арапский профиль?

Хоть ты его векам предашь,

Его освищет Мефистофель.

Рисуй Олениной черты.

В жару сердечных вдохновении,

Лишь юности и красоты

Поклонником быть должен гений.

Портрет Анны Алексеевны Олениной 1828г



Но не английский, а русский художник, Орест Кипренский, создает ее графический портрет.

Портрет удивительно правдив. И эта правда характера известна нам по дневнику семьи Олениной. Кем же, как не Кипренскому, "волшебнику милому", постоянному посетителю салона и передать красоту Олениной и характер: немного кокетливый, чуть настороженный, но мягкий, добрый, веселый.

Портрет А.О.Смирновой.



Портрет Екатерины Семеновны Семеновой в роли Клеопатры.



Портрет Д.Н. Хвостовой. 1814г.



Бедная Лиза



Портрет княгини А.В.Щербатовой

1808г




Портрет Голициной

1815г




Мечтательница

1826-27г




Ворожея со свечой. 1830



Цыганка с веткой мирта. 1819г



Орест Адамович умирает в Риме 5 октября 1836 года в возрасте 54 лет.

20 художников собрали 400 рублей и поставили мраморную плиту в память умершего.

«Знаменитый Кипренский скончался. Стыд и срам, что забросили этого художника. Он первый вынес имя русское в известность в Европе, а его всю жизнь считали за сумасшедшего, старались искать в его поступках только одну безнравственность, прибавляя к ней кому что хотелось», — писал молодой Александр Иванов своему отцу.

Печать в России не поместила даже некролога, хотя многие были искренне опечалены.

Неаполитанская девочка с плодами. 1831





URL записи