Основополагающий принцип кошачьего существования прямо противоположен собачьему.

Кошка рассуждает следующим образом: этот человек кормит меня, поит, заботится обо мне — значит, я бог! И поступает соответственно.

Далеко не всегда кошки катались как сыры в масле, обожаемые своими хозяевами.

 (700x525, 46Kb)

Нет, конечно, всем известно, что в Древнем Египте этих пушистых тварей обожествляли, мумифицировали, как фараонов, и хоронили на специальных кладбищах.

Но вот на Руси до определенного исторического момента кошка знала свое место.

И место это было в амбаре, а занятие — ловля мышей, что она, в отличие от современных кошек, проделывала довольно ловко: иначе с голоду подохнешь.

Правда, на одних мышах долго не протянешь (особенно при таких-то основополагающих жизненных принципах), и кошачья вороватость вошла в сказки, пословицы и прочий фольклор. Добросердечный русский народ воспел кошку в задорных частушках.

Котик серенький, коток,

Не ходи ты в погребок.

За сметанку и творог

Спустим шкурочку до ног.

 (700x525, 53Kb)

К сожалению, следует отметить, что в определенных кругах не сразу сформировалось уважительное отношение к кошке.

Бытописатель XIX века Н. А. Лейкин подслушал в Апраксином дворе разговор двух торговок. Одна из них жаловалась на пьяницу-мужа, который «перед самой Масленой утащил с фатеры кота да продал».

Великая русская литература тоже далеко не всегда несла в массы идею кошачьей исключительности и неприкосновенности. Вспомним Есенина: «Из кота того сделали шапку,и ее износил мой дед». Приятное исключение — Иван Андреевич Крылов.

У него кошка фигурирует по меньшей мере в пяти баснях. Не откажу себе в удовольствии процитировать знаменитого «Кота и Повара»:

…а Васька-кот в углу

Припав за уксусным бочонком,

Мурлыча и ворча, трудится

над курчонком.

Прочтите последнюю строчку вслух. Какое великолепное, переливчатое «р»! И как точно подмечен кошачий пофигизм, ставший пословицей: «А Васька слушает да ест».

 (700x525, 58Kb)

Интересный факт — равнодушие к кошкам особ царствующего дома. Екатерина Вторая появляется в окружении тявкающих левреток, Александр Второй прогуливается в сопровождении верного сеттера Милорда, а представить себе Петра Великого с киской на коленях не сможет даже самая бурная фантазия.

Причина тут, я думаю, в том, что в присутствии кошки любой — император ли, императрица — сразу отступает на задний план. А кто же из сильных мира сего такое потерпит?

 (700x525, 52Kb)

Но модные веяния Серебряного века не обошли стороной и чопорные чертоги Царского Села.

Честь и хвала Тэффи за то, что царское семейство имело возможность ближе познакомиться с кошками. Известно, что Николай Второй высоко ценил остроумные рассказы Тэффи и она даже удостоилась чести быть приглашенной в Александровский дворец на несколько дней, куда являлась… в сопровождении любимых кошек (пять штук). Естественно, киски сидели в переносных клетках, но какую головную боль их появление вызывало у дворцовой охраны.

Не дай бог, террористы подсунут в клетку бомбу!

Кисы наводили шороху на всех окружающих, что, согласитесь, вполне соответствует уже

отмеченному нами основополагающему принципу кошачьего поведения.

Кустарев Сергей Встреча

CRW_0943 (509x650, 172Kb)

Вообще Серебряный век дал зеленый свет массовому обожанию кошек.

Марина Цветаева

Они приходят к нам, когда

У нас в глазах не видно боли.

Но боль пришла — их нету боле:

В кошачьем сердце нет стыда!

Смешно, не правда ли, поэт,

Их обучать домашней роли.

Они бегут от рабской доли:

В кошачьем сердце рабства нет!

Как ни мани, как ни зови,

Как ни балуй в уютной холе,

Единый миг — они на воле:

В кошачьем сердце нет любви!

Уже упоминавшаяся Тэффи признавалась: «Люди для меня делятся на тех, кто любит кошек и кто их не любит. Человек, не любящий кошек, никогда не станет моим другом. И наоборот, если он кошек любит, я ему много за это прощаю и закрываю глаза на его недостатки».

Ей вторит Александр Бенуа, признаваясь, что он «страстный поклонник кошачьей породы».

 (699x535, 46Kb)

Среди любителей кошек встречались и особы весьма родовитые. Михаил Иванович Пыляев пишет, что графиня Толстая открыла в своем петербургском особняке настоящий приют для бездомных кошачьих, а когда в доме не хватало места, раздавала кисок будочникам, которые должны были за особую плату кормить и привечать их.

Графиня частенько объезжала свои кошачьи колонии, осматривала питомцев — и горе тому нерадивому, чьи мурки не выглядели здоровыми и сытыми. Немедленно следовал выговор, а иногда — прекращение денежной выплаты и перевод подопечных к другому будочнику.

 (700x525, 53Kb)

А вот заметка из газеты «Петербургский листок» за 18 июля 1913 года: «Ввиду сильного вздорожания провизии владелец десятков разбросанных по Петербургу магазинов г-н Ш. распорядился расходовать ежемесячно на котов, имеющихся по одному в каждом магазине, вместо 1 1/2 рублей на печенку на каждого по 2 рубля».

Благородный г-н Ш.!

 (525x700, 48Kb)

Тот же Пыляев рассказывает историю о сердобольной старушке, которая ежедневно обходила дворы у Владимирской церкви и кормила беспризорных кошек рыбкой, печенкой и другими кошачьими лакомствами.

Дело в том, что она однажды купила лотерейный билет «на счастье» своему коту Полташе, а билет взял и выиграл 75 000 рублей.

Может быть, вы вообще не верите в лотерею?

Дело ваше. Но, надеюсь, это не помешает вам бросить кусочек сосиски бездомной кошке или пригреть котенка.

 (700x525, 33Kb)

Фото отсюда

eval("var serg_post"+112845695+"=0;");
document.getElementById('post112845695').onmouseover = function()
{
eval("var cur_post=serg_post"+112845695);
if (cur_post==0){
new Image().src = "/rpl.fcgi?u=2523043;p=112845695;r="+Math.random();
eval("serg_post"+112845695+"=1;");
}
}
//



@темы: история, Близко, россия, Стихи Серебряного века, Звери,кошки, кошки, литература, серебряный век