Малик Алексей. Человек с розовым моноклем

С крушением античного мира монокли ушли в прошлое. Хотя отрывочные сведения и дают нам возможность предположить, что в Византии и на арабском Востоке они встречались.
Тем не менее, в Европе средневековья и Возрождения отдавали предпочтение очкам. Так во Франции сохранилось захоронение со следующей надписью на надгробной плите: "Здесь покоится Сальвино Армати из Флоренции, изобретатель очков. Бог да простит ему прегрешения. 1317год".
Более поздний монокль –линза, которая корректирует зрение. Первоначально стекло крепилось на длинной рукояти. Поэтому монокль просто подносили к глазу, как и лорнет. Возрождение монокля связано с распространением луп, с помощью которых читали мелкий шрифт в книгах и первых газетах, а также рассматривали иллюстрации. Англичане и немцы оспаривают друг у друга право считаться изобретателями монокля. Одни утверждают, что распространение он получил в туманном Альбионе в 1800-х годах, другие указывают на ранние образцы середины XVIII века из Германии.
Так или иначе, на Континенте монокли получили большее распространение, чем на Острове. Австриец Й.Ф.Фойгтландер в 1814 году привез первые образцы из Лондона в Вену и вскоре мода на монокли распространилась по Австро-Венгерской империи, откуда и была перенесена в Россию.
Однако наиболее изящные образцы встречаются во Франции наполеоновской эпохи.
Поскольку при ношении первых моноклей руки были заняты, появился особый снобизм демонстрировать таким образом свою принадлежность к высшим праздным классам.
Со временем монокли упростились: они стали большей частью линзами в тонкой оправе на цепочке, либо без нее. Эта идея восходит к Италии XV века, где за оправу из дерева зацепляли шнурок и закрепляли за ухом.
Ношение монокля женщиной иногда воспринималось как признак эмансипированности и вызова условностям общества. Так знаменитая романистка Жорж Санд одинарный монокль наводила на незнакомых мужчин. Чем их соблазняла или шокировала.
К концу века монокли на цепочке распространились либо среди военных и чиновников, либо среди богемы.

Про богему стоит упомянуть особо. Монокль стал для денди Серебряного века тем же, чем был лорнет для денди Золотого. Безусловно, лорнеты тоже оставались в ходу, но считались более экстравагантным увлечением, чем монокль. Прищуренный взгляд, с пренебрежением оглядывающий обывателей, сколько в этом ощущения собственной избранности! Не случайно еще ранее Салтыков-Щедрин писал: «В одном глазу был вставлен монокль, другой- прищуривался с легким оттенком презрения».
В увлечении моноклями декадентов сыграло роль и увлечение упадком Римской империи и образом императора-артиста Нерона в частности. Вспомним, что Оскар Уайльд в молодости стригся «под Нерона».
Монокль носили французские поэты Жан Морреас, хозяин декадентского салона Жан Лоррен. Гюисманс предпочитал пенсне, но, есть и его портреты с моноклем.
В России монокли были в ходу как у любителей прошлого, так и у футуристов. Эрудит, искусствовед и денди начала ХХ века барон Николай Николаевич Врангель, брат знаменитого белогвардейского генерала, носил монокль постоянно.
Вот как вспоминает о нем Георгий Иванов: «Барон Н.Н. Врангель, то вкидивая в глаз, то роняя (с поразительной ловкостью) свой монокль, явно не слушает птичьей болтовни своей спутницы, знаменитой Паллады Богдановой-Бельской, закутанной в какие-то фантастические шелка и перья». Но монокль был и атрибутом скандального футуриста Бурлюка! Алексей Стахович, законодатель хороших манер, аристократ, гвардейский офицер и попечитель художественного театра носил то монокль, то пенсне.
После революции монокль стал в Советском Союзе признаком старорежимности и/или буржуазности. Акулам капитализма в фильмах и на карикатурах часто вкладывалось в глаз пресловутое стеклышко. Артисты носили монокль в пьесах про «прошлую жизнь».
Но в период НЭПа его носили еще и недобитые советские денди и представители богемы. Не берусь утверждать, но вероятно, что монокль одно время выбрали поэты Вадим Шершеневич и Рюрик Ивнев, друзья Есенина и Мариенгофа. В этом была определенная провокация. Каноническим стало фото Булгакова с моноклем.

Кстати, Михаил Афанасьевич наградил моноклем и беса-гаера Коровьева в «Мастере и Маргарите».
В прусской и австро-венгерской армии многие офицеры носили монокль и это несколько подпортило его репутацию. В Первую Мировую пруссак в остроконечной каске и с моноклем стал героем ядовитых карикатур. Привычка к моноклю сохранилась и в вермахте среди офицеров старой имперской школы. На знаменитом фото 1945 года фельдмаршал Кейтль подписывает капитуляцию фашистской Германии в монокле.
После войны монокль казалось отошел в небытие, и лишь причуда модника могла возродить его в чьем-то отдельном личном стиле. Однако в 1980 вместе со стилем «эксцентричный денди» и во время возрождения интереса к денди-стилю (в том числе в женской моде) в середине 1990-х было и увеличение интереса к моноклям. В наши дни они могут стать превосходным аксессуаром для любителей стиля винтаж