Этот портрет- одна из ранних работ на светскую тему, о которой имеются документы, подтверждающие авторство Леонардо да Винчи.



Жинерва де Бенси вышла замуж в 17 лет 15-ого января 1474 за Луиджи Никколини, который был вдвое старше её. Портрет написан по этому случаю.

Слово-"ginepro"(по итальянски-можевельник), никак не связано ни с фамилией женщины, ни с фамилией заказчика портрета. Можевельник - больше чем декоративный соучасник. Подобно некоторым другим растениям, можжевельник был символ женского достоинства(в данном случае символ целомудрия новобрачной).

Портрет, показывая влияние Старых Голландских мастеров на стиль и технику исполнения природы, демонстрирует связь между женской красотой и достоинством.

Портрет Жинервы де Бенси (Ginerve de'Benci)

~1474-1480гг Национальная Галерея, Вашингтон,США.




Эрнст Саприцкий

Какое строгое лицо!

Как холодна, бесстрастна!

Такая скрутит хоть кого.

Она прекрасна. Что ж с того?

Она еще и властна.

И плотно сомкнутые губы,

Высокомерный взгляд,

Чуть выдающиеся скулы –

Все тот же жесткий ряд.

Она к тому же и умна –

Сквозит в лице порода,

И мощь природой ей дана,

Как дочери народа.

Все Мастер уловил черты.

Хоть на столетья счет,

Но сила этой красоты

По-прежнему влечет.

Как мотыльки летят на свет,

Сгорая на лету,

Так губит красота всех тех,

Кто чтит ее одну.

Кто видит только в ней одной

Весь смысл бытия,

И цели в жизни нет иной,

Чем красота сия.




Предполагается, что портрет был кем-то варварски укорочен в нижней части, где были руки.

Есть продолжение на обороте портрета, который, также является картиной



На искусственном красном мраморе, мы видим лавр, можжевельник и ветви пальмы, связанные с друг другом гирляндой со словами VIRTUTEM FORMA DECORAT: "Красота украшает Достоинство".

Нежный силуэт лица, ветви пальмы (традиционный символ достоинства), красный мрамор, все подчеркивают связь между красотой, достоинством, целомудрием и верностью. Вечнозеленый лавр указывает на стремление Жиневры к поэзии, о котором известно из воспоминаний современников

Но есть версия что гирлянда с надписью, связаны с Бернардо Бембо,тогда Венецианским посолом в Флоренции, который заказал портрет невесты, и в гербе которого присутствовали ветви пальмы.



Сесилия Галлерани была первая любовница Людовико Сфорца, и Леонардо написал ее в виде "Дамы с горностаем".

Позже, её заменила Лукреция Кривелли, и она, как думают, является моделью этой картины.

Портрет Неизвестной ( ??Ла Белл Феррониер) ~1490,Лувр,Париж



Это может быть, или не быть работой Леонардо. Поза жестка, необычна для Леонардо, и женщина более полная, чем обычно - в его портретах. Но в пользу подлинности указывают тщательно написанные детали( ленты на ее плечах и шнуры вокруг шеи), которые напоминают стиль Леонардо.

В девятнадцатом столетии этой работой очень восхищались и много раз копировали, хотя никому не удавалось передать прелестное выражение лица.



Саприцкий Э.Б."Дама с горностаем"

И вот опять полуулыбка

Приходит к нам через века.

Сомнений нет – здесь не ошибка:

Изящно согнутая кисть

И даже поза у зверька

Все говорит – остановись!

То Леонардова рука.

Написан мастерски портрет.

Что выражает этот взгляд?

Вопрос в нем или уж ответ?

Но ведь холсты не говорят.

Прекрасен женственный овал,

Великолепны плечи, грудь…

Был счастлив тот, кто деву знал,

Кому открылась тайны суть.

И ожерелье черных бус

Контрастно оттеняет шею,

И в восхищенье я молюсь,

Завидуя ручному зверю.

Доверчивость души сквозит

Сквозь нежные ее черты

И беззащитность, словно щит,

Спасает деву от толпы.


Портрет наиболее известной любовницы Людовика Сфорцо.

Есть документы подтверждающие автора и то,

что портрет был подарен Сесилии Людовиком в 1491г.

Сесилия, рожденная в 1473 или 1474г, была красавицей, знала латынь, интересовалась философией, понимала искусство, поэзию, прекрасно пела и играла на арфе. Отношения с Людовиком Сфорцо продолжались с 1489г до самой его женитьбы на Беатриче д'Эсте в 1491.

Портрет Дамы с горностаем ( Сесилия Галлерани) ~ 1490

Музей Чарторыжских, Краков, Польша




С одной стороны горностай - намек на фамилию Сесилии, 'Galleriani'- произносится похоже на греческое слово 'galee'(горностай).

С другой - это маленькое существо в Mилане, в то время, считался символом чистоты, достоинства и скромности, поскольку, согласно легенде, ненавидело грязь и ело только один раз в день.

С конца 1480-ых горностай мог также считаться как намек на Людовика Сфорцо, у которого в одном из гербов присутствовал горностай. Таким образом, Людовик, в форме символического животного, мягко дразнит и мягко ласкается в руках Сесилии.

Изображенный зверек не горностай, а фуро - искусственно выведенная порода. У них короткая белая шерсть, они легко становятся ручными и очень ласковы, поэтому богатые дамы любили держать этих дорогих и редких животных.







@темы: женский образ, Художник,фотограф, да винчи леонардо, живопись, портрет