Автопортрет с сестрой. 1898г.

В.Э. Борисов-Мусатов стоял особняком среди всех - и поэтов, и художников былого. Не принимая существующего настоящего России, он обратился к образам прошлого, но прошлого без четких исторических границ и признаков.
Он не был певцом какой-то одной эпохи, исторический элемент почти отсутствует в его произведениях.
Две сидящие дамы. 1899

В творчестве В.Э. Борисова-Мусатова сплелись и перепутались различные моменты бытия, разные люди и разные мечты. Прошлое явилось на полотнах художника плодом его собственной фантазии, особой формой его своеобразной мечты. Он создавал мир красоты и поэзии, считая, что именно они могут сделать человека счастливым.
Весна 1901г.

В.Э. Борисова-Мусатова и воспринимали как "живописца прошлого", в его картинах прежде всего видели меланхолию и тоску о былом. О любви художника к миру грез и мечтаний писали, что она (любовь) "горит, как лампада перед святыней, тихо и ровно".
Осенний мотив. 1901

Осенний мотив. 1899

Осенняя песнь. 1905

Некоторые даже утверждали, что, когда смотришь на полотна В.Э. Борисова-Мусатова, "начинаешь верить в мир потусторонних существ с их призрачной радостью и призрачной, примиренной печалью".
Призраки 1903 г.

Жажда грез, мечты и поэзии появилась у художника еще в годы его учебы в Париже. Здесь В.Э. Борисов-Мусатов знакомился с произведениями великих французов, и ему очень импонировало желание П. Гогена стать естественным человеком, уйти в "нетронутую цивилизацией природу". Он искренне писал ту эпоху, в которой были возможны естественные взаимоотношения между человеком и природой, и находил ее в садах и парках Романтизма.
Весенняя сказка. 1904-1905

Сон божества. 1904-1905

Осенний вечер. 1904-1905

Для самого В.Э. Борисова-Мусатова таким романтическим парком стала Зубриловка - поместье князей Прозоровских-Голицыных недалеко от Саратова. Летом 1902 года художник жил в Зубриловке, много работал, писал этюды сада, дома, роз, листвы, травы.
Окно. 1886

Натюрморт. 1902

"Водоем" произвел огромное впечатление на современников, поразил художников и всех любителей искусства проникновенной поэзией и новизной своего живописно-обобщенного решения. Кисть В.Э. Борисова-Мусатова, когда он работал над этим полотном, словно помолодела, обогатилась от наступившей душевной гармонии: осенью 1902 года он женился на горячо любимой девушке.
Любимая жена изображена сидящей у водоема, рядом с ней стоит молодая девушка в легкой накидке, хрупкая и печальная - это сестра художника.
Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович. Водоём 1902 г.

Для самого В.Э. Борисова-Мусатова эта картина тоже стала главной, наполненной тонким лирическим чувством, одновременно монументально-декоративной и поэтически-реальной.Впоследствии он признавался ей: "Эту картину я напишу или сейчас, или никогда... Ведь после начнется другая жизнь. Всё меня захватит, вероятно, в другой форме. И я хочу, чтобы слава этой картины... была твоим свадебным подарком".
Гобелен. 1901

Дама у гобелена (Портрет Н.Ю.Станюкович). 1903

Есть художники, жизнь которых как бы является воплощением их мечтаний. Глядя на их полотна, зритель видит их самих участниками тех сказочных грез, которые они воплотили в своем искусстве, выразили свои сокровенные мечты и рассказали только о себе.
Изумрудное ожерелье 1903-1904

За вышиванием. 1901

Сидящая женщина. 1899

Спящая девушка. 1890-е

Другие, наоборот, стараются скрыть свое "я", никогда не пишут окружающее их, среди персонажей своих картин никогда не показывают своего изображения. Они как бы стараются забыться, уйти от действительности, сделаться маленькими или вообще спрятаться под шапку-невидимку. Они порой бывают так обижены судьбой, что кажутся себе недостойными той красоты, о которой мечтают и которую воплощают в своих произведениях.
Дама в голубом. 1902

Именно таким затаившимся художником был некрасивый Виктор Борисов-Мусатов - фанатичный поклонник женщин, любивший все красивое, стройное, изысканное. Отличительной чертой его произведений и является исключительное очарование женственностью
Реквием. 1905
